"Московская правда"


СОЛО ДЛЯ МАШИНИСТА С ОРКЕСТРОМ

Андрей Макаревич предстал, как водится, с гитарой. Но без машины. То есть никакой вообще - ни авто, ни времени. Да и белая блуза навыпуск невольно напоминала поварской халат из Андреевой телепрограммы.
Новое блюдо, которое известный музыкант предложил продегустировать, в Пушкинском зале кинотеатра "Россия", носит условное название "Акустический проект". Как утверждает сам автор, ему уже порядком надоела электрическая музыка, которая имеет ограниченный диапазон, особенно в басовом регистре. В то же время патриарха отечественной эстрады все чаще тянет на шансон.
- Почему-то в России этим словом принято именовать кабацкие песни или даже блатные, что совершенно не правильно. Названный жанр предполагает, во-первых, живую акустическую музыку. Во-вторых, авторские тексты и авторское пение, более похожее на разговор со слушателями по душам в камерной обстановке. Не говоря о России, даже во Франции таких мест и исполнителей такого рода не так уж много. А попробовать хочется.
Когда есть что сказать, почему не поговорить?
В качестве компаньенов-аккомпаниаторов Макаревич привлек московский квартет "Папоротник", профессиональных музыкантов, имеющих достаточный опыт самостоятельного творчества и совместных выступлений: Александр Антонов - скрипка, Александр Бакхаус - аккордеон, Святослав Вильчинский - контрабас и вокал, Дмитрий Серебряник - перкуссия. Ребята признаются, что сами не знают, к какому стилю можно отнести их игру, но звучит ансамбль очень неплохо.
Настолько, что Андрей предпочел начать все три концерта в "Пушкинском" с пения под гитару в одиночку, лишь на седьмой композиции приглашая ребят на сцену.
Признаться, какими-то изысками главный "машинист" не удивил, что, по его словам, и не являлось задачей нового проекта:
- Я не крейсер "Аврора", никакой не первопроходец. Говорить о чем-то особом в связи с новой программой не стоит. Просто иногда хочется делать какие-то вещи на грани с тишиной.
Ее было достаточно в "Пушкинском".
Полупустой зал испытывал явные затруднения с аплодисментами, не в своевременности и скренности - в мощи и долготе звучания. Последнее легко объяснимо: билеты на галерку, например, стоили от 130 тысяч. Что касается поклонников, то пробовать французскую кухню русская публика готова, однако имя повора все-таки у большинства больше ассоциируется со ста граммами "За тех, кто в море", нежели с экзотическим гарниром из папоротника. Немалое число тех, кто пришел на своего Макара, ближе к окончанию концерта устали купаться в минорной тональности и внимать необычайно мягкому звучанию привычных текстов на непривычном музыкальном фоне.
И раньше-то лидера "Машины времени" к рокерам причисляли скорее по возрасту, нежели по статусу. Коллектив занимает свое собственное, особое место, где-то между нижнем уровнем восточно-европейского рока и верхним рядом лучших отечественных групп - но именно "Машина", а не Андрей Макакевич отдельно. Поскольку его трудно назвать голосистым певцом, а уж тем более - рок-вокалистом. Однако если "МВ" по резвости и уступает иным российским командам, то по сбалансированности и надежности всего ансамбля популярнее машины "БМВ" будет, особенно с таким водителем.
Но в этот раз известный машинист предстал без машины, как мы уже заметили. Заметили и слушатели, пришедшие на свою музыку. Которая, между тем, была своей только в части стихов и знакомого тонкого голоса. Привычной электрожесткости в саунде - как небывало, даже в забойном рок-н-ролле "Она похожа на всех женщин". Отсюда - чувство некой недоговоренности, незавершенности, непривычной легкости. Хотя молодые музыканты шутя - и шутейно, к месту - справлялись с самыми сложными музыкальными партиями.
Только эта игривость стиля и манера исполнения изрядно мешали тем, кто привык к более экспрэссивному звуку работающей "Машины".
К "Папоротнику" претензий нет. Скрипка Александра Антонова то смеялась до всхлипов, то плакала навзрыд - любой цыганский виртуоз позавидовал бы: едва отзвучала песня "Она улыбается всем", сидевший слева впереди какой-то бритый новый русский так вздохнул, расчувствовавшись, что его и на сцене, наверное, услышали в наступившем молчании.
Аккордеон Саши Бакхауса заменял и синтезатор, и орган, и фоно... Да не просто играл - вторил, солировал, смешил и доставал до печенок своими тремулами, немыслимыми переборами, водопадом аккордов.
Не уступал ему в мастерстве извлечения звуков Дмитрий Серебряник: на чем только и как он только не выбивал ритм - от серебряных колокольчиков до ухающей мощи большого барабана. Согласитесь, не каждый в состоянии заставить солировать это обтянутое кожей чудо. Но папоротниковский толстяк просто блистал, отнюдь не одними медными тарелками, особенно в композиции "Когда уходят краски дня".
А в следующей песни "Он был старше ее" гитара, контрабас и скрипка выдали такое трио, что только глухой остался бы равнодушен к их негромкому хоровому пению. Из-под такта, но сторого в такт, неброско - но как тонко, проникновенно.
Те, кто оценил, хлопали, не жалея ладоней. Самые отчаянные выкрикивали "Браво"! и советовали Андрею бросить "Смак".
Да, на самом деле было очень неплохо. Очень.
И все же, все же.
Заметно, что музыканты несколько скованы опасением сбиться в аккомпанементе лидеру, что они обязаны вторить, тогда как привыкли играть в джазовой мушкетерской манере - один как все и все на одного. Это более явственно проступило, когда Макаревич ушел перекурить - "Папоротник" оттянулся во весь лист! Взаимопонимание - полное, сыграность - потрясающая, а о впечатлениях и говорить нечего; публика просто отбила ладоши.

Сергей Снопков.
/Статья приводится в сокращенном виде/

© 1991-2018 Оркестр Папоротник. All Rights Reserved